Медный всадник

  • Печать

«Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра…» - писал об этом памятнике Петру I на площади Декабристов (Сенатской) Дидро. Но мы с младых лет, благодаря гениальному русскому поэту А.Пушкину, величаем этот монумент – «Медным всадником», «который Россию поднял на дыбы».

Кстати, есть чудесная легенда, которая легла в основу самой пушкинской поэмы «Медный всадник». Ее действие происходит в 1812году, когда существовала опасность вторжения Наполеона в столицу России. По приказу царя Александра I памятник должны были отвезти для сохранения из города. Некоего майора Батурина тогда преследовал один жутковатый сон – он видел, что фигура Петра съезжает с постамента и движется к Каменоостровскому дворцу царя и обращается к государю со словами, мол, до чего ты довел мою Россию? Но пока я стою на своем месте, этому городу нечего бояться. Отчитав Александра, Петр на коне вернулся назад. Разумеется, после такого сна решение об «эвакуации» памятника было отменено и тогда, и в следующую Отечественную войну 1941/45 гг. - он тоже простоял, охраняя свой город от врагов.

Медный всадник в Санкт-Петербурге Медный всадник в Санкт-Петербурге Медный всадник в Санкт-Петербурге
Вот так «Медный всадник» воспринимался и сейчас воспринимается петербуржцами как почти официальный символ своего города. Автор этого проекта Этьен Марис Фальконе проработал над ним в России 12 лет (1766-1778), для чего был приглашен Екатериной Великой по рекомендации того самого Дидро. Не секрет, что эти трое видели задуманный памятник по-разному и композиционно, и пластически, и образно. Хорошо, что в итоге победило упрямство автора, он даже расположил монумент не в центре площади, а рядом с Невой, куда и смотрит Петр.

В заказе императрицы было обозначено лишь, что памятник должен быть колоссальной конной фигурой, так и вышло – появился первый в России конный памятник самодержцу, да еще на трех точках опоры – вздыбленная лошадь на задних ногах и маленькая аллегорическая змея (работа скульптора Ф.Г.Гордеева), попранная наездником.

Интересно, что самому Фальконе на то время было уже 50 лет, и приехал он в Россию со своей ученицей, которая вылепила голову императора, так как самому Фальконе не удавалось угодить Екатерине. Дело дошло вообще до полного разрыва, и автор этого шедевра уехал из России, не дождавшись самого открытия монумента. Известно, что за работу ему предложен был гонорар 200тыс. ливров, что было в два раза меньше требований других претендентов.

Три года Фальконе работал над моделью конной скульптуры – офицер гвардии по несколько часов на дню взлетал на лошади на специальный помост и поднимал ее на дыбы. Известны даже клички отобранных для этой почетной миссии лошадей из орловской породы – Каприз и Бриллиант.

После готовый эскиз долго превращали в гипсовую модель в полный рост – а это более 5 метров. Затем модель была выставлена на всеобщее обозрение, где прямо скажем, не сорвала особых аплодисментов у публики.

Еще одна проблема ждала памятник с выбором постамента. Фальконе хотел видеть естественный камень скалы в виде волн высотой 11,2 метра. Такой монолит искала Академия художеств, за доставку его на место самым лучшим способом императрица объявила награду 7000рублей, а позже за все эту «героическую эпопею» Екатерина отчеканила медаль – «Дерзновению подобно». Огромный валун (125 пудов) тащили почти год по суше (почти 500 человек), а потом еще и на барже по Финскому заливу. По легенде эту скалу когда-то расколола молния, и образовавшийся монолит народ называл «Гром-камень».

Медный всадник в Санкт-Петербурге Медный всадник в Санкт-Петербурге Медный всадник в Санкт-Петербурге
Еще сложности возникли и с самой отливкой статуи. Фальконе непременно считал, что задние стенки памятника должны быть много толще передних, толщину которых он и вовсе свел к 1 см. Это было нужно для удержания фигуры в равновесии, но подобной отливки тогда еще не производили. Приглашенный мастер-литейщик из Парижа отказался, называя Фальконе сумасшедшим. Впрочем, первая попытка заливки статуи таки провалилась, лопнула труба и испортилась вся верхняя часть фигуры. На исправление ушло еще три года. Со второй все получилось, и Фальконе в память об удаче одну из складок плаща Петра пометил гордой надписью - «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

И вот к столетнему юбилею восшествия Петра I на российский престол – 7 августа 1782 года на гвардейском параде под руководством князя А.М.Голицына великолепный монумент с лаконичной надписью «Екатерина II Петру I» открыли, и «Медный всадник» стал по-царски оберегать созданным им славный город.