Мифы о Петербурге

  • Печать

Сколько на самом деле существует Санкт-Петербургов? Вопрос совсем не фантастический, оказывается. В действительности огромная часть наших знаний об этом городе черпается в отраженном в литературе и искусстве реальном образе Северной столицы. Но именно что – отраженном.

В данном разделе мы представим Вам культурологические мифы о городе Петра, возникшие сразу с момента его первых построек. То есть – это будет мифологический Петербург, чьи мифы – это сохраненные и дополненные «картинки» истории города, которые должны были прославить как своего создателя, так и дело «всей его жизни» - возведение Парадиза на окраине империи. Интересно, что потом – эти петербургские мифы стали непреложными истинами всей нашей культуры, которые заметно «потеснили» настоящую историю Санкт-Петербурга.

Ну, например, один из 6 таких известных мифов об этом городе гласит, что назван Петербург именно в честь царя Петра I, хотя историки экспертно утверждают, что своим названием город обязан небесному покровителю - святому Петру, тому самому, что охранял и Рим. Следовательно, и новая столица русской империи изначально претендовала на столь же значительное величие и «статусное» положение в мире. Даже герб Северной Пальмиры содержал «римские» мотивы могущества (правда, немного видоизмененные под отечественную конкретику) – вместо перекрещенных ватиканских ключей у нас были перекрещенные якоря.

Но кто теперь особо помнит о св. Петре? Мы все знаем, что наш Петербург назван в честь самодержца-устроителя! Вот с такими историческими и культурными мифами Петербурга и его реальной истории мы и предлагаем ознакомиться нашим читателям.


 

Миф первый: Петр – строитель города на Неве
Самым первым и почти главным таким мифом Северной столицы является история о том, что её строителем и основателем уверенно считают Петра I, разработавшим вместе с Трезини первый план застройки города. Якобы последующие два плана вместе с этим «петровским» определили на 150 лет все градостроительство столицы с 18 по 19 век включительно.

Миф второй: о времени строительства Северной столицы
Как и водится – второй миф плавненько исходит из положений первого. Мы уже выяснили, что «историю» с тремя планами застройки Северной столицы Петра I и его архитекторов Леблона и Трезини можно отнести к классическим культурным мифам. Когда же основан Санкт-Петербург?

Миф третий: «гиблое» и «пустое» место основания Петербурга
Теперь попробуем разобраться с еще одним классическим культурным мифом о Санкт-Петербурге, повествующим нам о том, что Петром I новая столица империи была заложена в абсолютно «безлюдном», «гиблом» и даже «опасном» для жизни месте. Правда, о населении тогдашней местности будущего града Петра все же у Пушкина есть такое – «финский челн … влачился одиноко», но в то же время и «на берегу пустынных волн, стоял он, дум великих полн».

Миф четвертый: про ужасный климат и бедную почву города
Еще одна культурная «сказка» о Северной Пальмире ужасающе рассказывает об очень скверном климате, плохой почве и прочих гео-гидро-метео-условиях, осложняющих практически до невозможности нормальную жизнь человека этой местности.
Якобы и сам город, и его окрестности - это утрамбованное, в том числе и костями человеческими, болото. Отдельные места – ну просто непролазная трясина. А растет здесь почти «древесная дрянь», такая, что и на стройке не нужна, ни в мастеровое дело какое-нибудь непригодная, да и в костре от нее мало толку…

Миф пятый: про всякое отсутствие выбора места для новой столицы
Следует сразу оговориться, что весь этот «массив» культурных мифов о Санкт-Петербурге, впрочем, не является такой цельной и единой мифологией, отдельные части которой гармонично связаны между собой. Напротив, некоторые мифы Северной столицы могут даже вступать в противоречия друг с другом… Или вообще объяснять все мистикой… Например, история с выбором конкретного места расположения города именно здесь на Заячьем острове.

Миф шестой: Санкт-Петербург построен на костях
Еще одна часть общекультурной мифологии Северной столицы трагически повествует о том, что при строительстве Петрова «детища» погибло просто невероятное количество рабочего люда. Как говорится в одной книжке, дескать, совсем неизвестно чего больше в земле этой – просмоленных строительных свай или костей человеческих? По данному мифу выходило, что гибли здесь и русские работяги, которых согнали сюда со всей империи и пленные шведы.

Миф и реальность петербургской мифологии
А кто, как говорится, автор всех этих культурологических мифов о Северной столице? Разумеется, народ. Ищи – кому это выгодно – как декларируют известные сыщики…
А кому были «выгодны» эти истории о страшном городе на болотах и костях, о жутчайших наводнениях и бесплодных погибельных местах?
Как ни странно, петербургская мифология была нужна всем общественным группам того (да и не только того) времени, всем сословиям и даже религиозным конфессиям.

Источник