Петербург Достоевского

  • Печать

В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.

 В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную физиологию города. Его художественная проза насчитывает чуть больше 30-ти названий, в 20-ти из которых Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления: "Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее. Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей иллюстрацией к его романам.

Достоевскому была свойственна острота переживания пространства. Открытое, широкое или тесное, замкнутое пространство в его произведениях выступает как образ большого смыслового значения. Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы, "гробы", "каюты", с низкими потолками и маленькими окнами, со сломанной мебелью и обшарпанными обоями. У Достоевского нет разнообразия вещного окружения героев, не может быть случайных предметов. Он использует относительно постоянный набор бытовых деталей, каждая из которых имеет определнный смысл. Характерен для пространственного восприятия писателя образ почти обязательного ограничивающего элемента. В интерьере - это угол, порог, стена, на улице - забор, переулок. Все это становится символом, знаком жизни человека, его душевного состояния. Герои Достоевского обособленно существуют в этом мире. Его мечтатели, "подпольные" люди с раздвоенным сознанием, всегда живут "в углах", уходя от внешней жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от людей, "уходил в себя", неслучайно обычное время его работы - ночь, когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.

Первая встреча Достоевского с Петербургом произошла в мае 1837 года, в преддверии белых ночей - самой поэтической поры города. Петербург предстал перед будущим писателем прекрасным романтическим городом: "Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выскажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами..."

Но радостное восприятие города омрачала необходимость обучения в Военно-инженерном училище. Мечты и действительность начали не совпадать. Юный романтик поступил в училище, которое находилось в самом загадочном здании Петербурга - Михайловском замке. Петербург окружал его своей таинственностью. Город-мечта превращался в город-призрак, где все ненастоящее, искусственное. Петербург казался молодому Достоевскому похожим на кукольный театр: "Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки; пружинки и куколки эти двигались, а он хохотал и все хохотал!..."

Отец выбрал для сына надежную профессию военного инженера. Но Достоевский, закончив училище, не прослужил в Чертежном департаменте и полугода. Стабильному положению и устойчивому заработку он предпочел неустроенную жизнь литератора: "Подал в отставку, оттого что подал... Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром... Я буду адски работать..." Свою литературную работу он часто потом сравнивал с каторжным трудом. В 1880 году он писал: "...если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней..." "Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которымия постоянно пишу..."

Подав в отставку, начинающий литератор Достоевский должен был заявить о себе, и он сделал это ярко и талантливо - в 1846 году появился его первый роман "Бедные люди", принесший автору блистательный успех. О Достоевском заговорил весь Петербург. Он стал известен.

Но в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. за участие в кружке Петрашевского Достоевский был арестован, после суда его и других участников кружка выслали в Сибирь. На 10 лет писатель был вырван из литературного процесса. Вернувшись в Петербург в самом конце 1859 г., Достоевский опять должен был начинать сначала...

Он снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя адреса. Более трех лет ни в одной квартире он не прожил. Знакомые писателя, бывавшие у него дома в разные годы, отмечали аскетичность обстановки, простоту и сдержанность интерьеров. Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Основное место в нем занимал стол, часто поставленный в середине комнаты: "Кабинет Федора Михайловича представлял собою большую комнату в два окна... В глубине комнаты стоял мягкий диван, крытый коричневой, довольно поддержанной материей; перед ним круглый стол с красной суконной салфеткой. На столе лампа и два-три альбома; кругом мягкие стулья и кресла... Окна украшались двумя большими китайскими вазами прекрасной формы. Вдоль стены стоял большой диван зеленого сафьяна и около него столик с графином воды. Напротив, поперек комнаты, был выдвинут письменный стол...", - так описывает Анна Достоевская, вторая жена писателя, кабинет в квартире, где Достоевский создавал роман "Преступление и наказание".

Другой кабинет писателя (по адресу: 2-я рота Измайловского полка, 11) запомнил Вс. Соловьев: "Прямо, у окна, стоял простой старый стол, на котором горели две свечи, лежало несколько газет и книг... старая, дешевая чернильница, жестяная коробка с табаком и гильзами. У стола маленький шкаф, по другой стене рыночный диван, обитый плохим красноватым репсом; этот диван служил и кроватью Федору Михайловичу... Затем несколько жестких стульев, еще стол - и больше ничего..."

Кабинет в квартире на Греческом проспекте воспроизведен в воспоминаниях М.Александрова: "Особенною простотою отличался кабинет Федора Михайловича. В нем и намека не было на современное шаблонное устройство кабинетов, глядя на которые обыкновенно нельзя определить - человеку какой профессии принадлежит данный кабинет... Кабинет Федора Михайловича в описываемое мною время (1876 г.) была просто его комната, студия, келия... В этой комнате он проводил большую часть времени своего пребывания дома, принимал коротко знакомых ему людей, работал и спал в ней. Площадь комнаты имела около трех квадратных сажен. В ней стояли: небольшой турецкий диван, обтянутый клеенкою, служивший Федору Михайловичу вместе и кроватью; два простых стола, какие можно видеть в казенных присутственных местах, из коих один, поменьше, весь был занят книгами, журналами и газетами, лежавшими в порядке по всему столу; на другом, большом, находились чернильница с пером, записная книжка, довольно толстая, в формате четвертки писчей бумаги, в которую Федор Михайлович записывал отдельные мысли и факты для своих будущих сочинений, пачка почтовой бумаги малого формата, ящик с табаком да коробка с гильзами. Перед столом стояло кресло, старое же, как и остальная мебель, без мягкого сиденья. В углу стоял небольшой шкаф с книгами. На окнах висели простые гладкие сторы..."

Последний кабинет писателя в квартире на Кузнечном переулке, сохраняя простоту и скромность предыдущих, был все же просторнее и удобнее. Финансовое положение Достоевского становилось более прочным, росла популярность Достоевского, в течение дня ему приходилось принимать самых разных посетителей. С некоторыми он общался в гостиной, близкие друзья попадали в его кабинет. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось - перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. "На его письменном столе, - писала дочь писателя, Л.Ф.Достоевская, - царил величайший порядок. Газеты, коробки с папиросами, письма, которые он получал, книги, взятые для справок, - все должно было лежать на своем месте. Малейший беспорядок раздражал отца".

Источник